На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 385 подписчиков

Одно из чудес России - Китовая аллея на Чукотке

Китовая аллея — одна из самых известных достопримечательностей Чукотки, однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от Бухты Провидения, в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. По мнению ученых, Китовая Аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.

Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко-белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.

В пространстве между рядами черепов и челюстных костей гренландского кита находятся хранилища для продуктов – мясные ямы – и искусственные структуры в виде выложенных из камня колодцев. В конце комплекса, на склоне сопки сохранилась рукотворная каменная дорога длиною в 50 метров, которая ведет к ровной, круглой площадке, со всех сторон окруженной валунами, в центре которой лежит большой плоский камень, а неподалеку от него находится, заполненный золою очаг.

Поражают воображение не только размеры памятника (его общая протяженность составляет 500 метров!), но и структура архитектурного комплекса. Китовая аллея уникальна в самом прямом смысле слова. Масштабы Китовой аллеи, характер возведенных на ней построек указывают на то, что, она, скорее всего, являлась центральным святилищем для жителей многочисленных эскимосских селений, существовавших в древности на юго-восточном побережье Чукотского полуострова — от мыса Чаплина до Мечигменского залива. Не исключено, что приезжали сюда и обитатели, принадлежащего ныне США, острова Св. Лаврентия.

Ритуалы, совершавшиеся на Китовой алее, были, по всей вероятности, двух типов. В одних обрядах могли участвовать все, кто прибыл на остров, в других — лишь старейшины и шаманы. Судя по тому, как расположены на Ыттыгране культовые объекты, только избранные, «посвященные», имели право подняться по каменной дороге к очагу и жертвенному камню и совершить возле них ритуал, являвшийся кульминацией празднества.

Аллея является объектом международной археологической важности. Это чуть ли не единственный археологически - культурный объект, оставшийся от древних эскимосов.

Даже в самые благоприятные времена численность эскимосских поселков не превышала 100-200 человек. В то же время для создания аллеи требовалось значительно больше человеческих сил и времени. Ученые думают, что многие поселки объединялись в союзы для постройки этого места. Так что, скорее всего у Китовой аллеи культовое, а не бытовое назначение.

Археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей гренландских китов, открыт в 1976 г. группой исследователей из Института этнографии АН СССР под руководством М. А. Членова - считается одним из чудес России!

Человек, не посвященный в историю эскимосской культуры, впервые увидевший Китовую аллею, никогда и не поверит, что китовые челюсти, вертикально вкопанные в землю, являются историческим памятником и имеют такое же значение в истории северо-востока Евразии, как Стоунхендж или египетские пирамиды. Как и более известные исторические памятники мирового значения Китовая аллея задаёт больше вопросов, чем дает ответов. Эскимосы - это самый северный в мире народ, проживающий на огромном пространстве от Гренландии до Восточной Чукотки. Историю эскимосской культуры ученые могут проследить на протяжении последних 4 тысячелетий и делят ее на несколько археологических эпох:

  • 1) древнеберингоморскую - охота на моржа и ластоногих, до VIII века нашей эры;
  • 2) пунук - резкое преобладание китобойного промысла, с VIII по XIII-XV века;
  • промежуточная культура бирник, существовавшая преимущественно на территории Северной Аляски;
  • 3) туле - охота на мелких ластоногих, XV-XVIII века. Эпоха малого ледникового периода;
  • 4) "историческая" эпоха - c XVIII века, контакты с европейцами, применение металлических орудий и огнестрельного оружия.

Наивысшего расцвета эскимосская культура достигла в районе северного бериногоморья, в силу богатства этого региона биоресурсами. Но даже в самом благоприятном в условиях Севера регионе у эскимосов не сформировались общеплеменные союзы, как, к примеру, у индейцев Северной Америки. Причиной тому явилось отсутствие прибавочного продукта. Проще говоря, чтобы сформировалась хотя бы зачаточная форма государственного устройства необходимо, чтобы один охотник смог обеспечить едой несколько семейств. В таком случае люди, мужчины, освобожденные от постоянной заботы добывать пропитание смогли бы организовывать ранегосударственные институты власти: войско, религиозно-обрядовые сооружения, крупные населенные пункты.

Эскимосские поселения - это преимущественно небольшие поселочки до 50 человек, состоящие из сородичей, которые были расположены по всему восточному побережью Чукотского полуострова. Самая желанная добыча каждого поселения - это кит. Однако, охота на кита - занятие весьма опасное и требующее минимум от 30 до 60 человек. Поэтому охоту на большого гренландского кита осуществляли жители сразу нескольких поселений. На фоне такой предыстории в 14-15 веках, во время начала упадка культуры пунук, на острове Ыттыгран создается культовое сооружение как минимум из 34 челюстей кита. Челюсти 5 метровой высоты вертикально зарывали в землю в группы по 2-3 штуки. Вместе с челюстями на берегу зарывали китовые черепа, а на сопке устраивали мясные ямы, для непродолжительного хранения мяса. Весь этот культовый комплекс был создан на нейтральной территории, где в то время не было ни одного крупного поселения. По исторической реконструкции, которую предлагают археологи, история берингоморских эскимосов выглядела следующим образом: в начале наступления малого ледникового периода зимы стали жёстче, добыча китов резко сократилась, в связи с чем, возникла угроза голода и опустошения поселений. Эта проблема коснулась не только азиатских эскимосов, но и американских. Увеличившееся в благоприятный климатический период население региона начало испытывать острую нужду в поисках мест добычи морского зверя. Это привело к войнам и вооруженым конфликтам. Именно в этот период на территории восточной Чукотки создается некий военно-политический союз эскимосов охотников-морзверобоев, объединивший эскимосские поселения от Мечигменского залива до Унгазика. Для поддержания союза, строится религиозно-идеологическая база в виде сакрального памятника на острове Ыттыгран, куда ежегодно из каждого поселения приезжают представители азиатских эскимосских поселений. Сбор предположительно был в конце лета-начале осени, когда появлялось "окно" в хозяйственной деятельности. Сборы были исключительно мужскими, на которых совершались ритуальные жертвоприношения на капище, после чего решали военно-политические проблемы. На остров, во время проведения подобных сборов, участники привозили с собой челюсти и черепа гренландских китов и создавали мясные ямы. К слову сказать, вес каждой челюсти составляет примерно 300 кг. Чуть меньше весит череп. Примерно так выглядит историческая реконструкция событий XIV-XV веков на территории северного берингоморья. А дальше возникают два ключевых вопроса - зачем и почему? Зачем азиатские эскимосы создали Китовую алею? И почему память о таком колоссальном событии начисто стёрлась у народа?

Ведь в начале ХХ века, к примеру, "столбы" использовались как мишени для пристрелки карабинов и как кнехты для лодок, а позже и катеров. Не сохранилось даже мифологического материала, облеченного в легенды и сказания, кроме предания, повествующего об острове Ыттыгран, как о месте волшебных приключений героя и обиталища мифических существ, в частности Хозяйки моря - Мыгым Агна. Всего, археологи, изучавшие Китовую аллею в конце 1970-х годов, обнаружили останки 34 "столбов" из челюстей кита, 50 черепов и около 150 мясных ям. Из указанного количества столбов в конце 1970-х годов археологи насчитали только 13 уцелевших.

Аллея датируется XIV—XVI вв. н. э. и относится к позднему периоду древнеэскимосской культуры пунук, для основной фазы которой (VIII—X вв. н. э.) характерно обрамление погребений китовыми черепами.

*Пунук является развитием предшествующей древнеберингоморской культуры, от которой её отличают простые, но более крупные типы костяных наконечников поворотных гарпунов с одной боковой шпорой, которые чаще снабжались закрытой втулкой для колка; преобладание шлифованных сланцевых орудий и применение китовых костей в конструкциях жилищ. Скульптура и гравюра упрощаются и схематизируются, криволинейный орнамент сменяется геометрическим, т.е. гравировочный орнамент становится более схематичным и упрощённым, преобладают небольшие циркульные круги и точки, исчезает инкрустация. Наряду с промыслом тюленя и моржа развиваются охота на китов с больших байдар, морской арктический зверобойный промысел дополняется рыболовством и наземная охотой. Появляется военное снаряжение (найдены костяные панцирные пластины азиатского происхождения). При этом для мелких орудий главным образом используется привозное железо. Поселения характерны на пологом берегу у источников пресной воды. Дома-валькары отапливаются и освещаются жировыми фитильными лампами. Пища готовится на открытых очагах, здесь же обжигаются и глиняные сосуды. Трупоположения вытянуты на спине в грунтовых ямах выше вечной мерзлоты (40 - 50 см).

источник

Картина дня

наверх