На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 384 подписчика

Плоды страсти императора

У Петра I было несколько тысяч любовниц и несчетное количество внебрачных детей.

Личность царя Петра I всегда вызывала самые противоречивые чувства: одни им восхищались, боготворили и превозносили его, другие яростно поносили, считали антихристом. Государь Петр Алексеевич, сдвинувший вектор развития России, действительно был велик, причем во всех, в том числе и в своих любовных страстях. Мой собеседник историк Леонид Колотило, кандидат географических наук, действительный член Русского Географического общества, отмечает, что Петр не ограничивал себя ни в чем. За всю жизнь у него было как минимум несколько тысяч любовниц, а сосчитать его внебрачных детей вообще практически невозможно.

– Леонид Григорьевич, отношения Петра Великого с женщинами привлекали внимание историков?

– Серьезных профессиональных историков­ученых – нет. Вернее, они опасались этой темы, и ей интересовались в основном историки­писатели и писатели­беллетристы, строившие свои художественные произведения на исторических и псевдоисторических темах.

Профессиональные историки до определенного времени считали неприличным делом исследовать сексуальную жизнь исторических персон. Во многом, подобный взгляд сохраняется и доныне. Тем более что всё, касавшееся правящего Дома Романовых, до начала ХХ века было подвержено государственной цензуре.

Кроме того, существует проблема достоверности исторических источников времен Петра I, раскрывающих эту «щекотливую» тему. В основном она опирается на письма, донесения и мемуары иностранных дипломатов при царском дворе. Далеко не все они опубликованы до сих пор. Российские источники – крайне скудные, ибо тема очень опасная: за подобные откровения можно было попасть и в пыточные застенки.

В XIX веке революционеры разных «мастей» опубликовали в европейских странах буквально тонны всяческих небылиц о царствующем доме. Особенно отличился в этом отношении Герцен со своей газетой «Колокол». В ХХ же веке революционные, военные и политические события заслонили интерес к личной жизни русских царей.

– Какие же существуют сведения о взаимоотношениях Петра Первого с женщинами?

– Сам Петр не скрывал своих любовных связей и писал в одном из писем, что они ему необходимы «ради телесной крепости и горячности крови». Как сообщал еще в 1904 году историк­писатель Сигизмунд Либрович в историческом очерке «Петр Великий и женщины», увидевшем свет в начале ХХ века, постоянного влечения к какой­то одной женщине Петр не испытывал.

Одно только перечисление любовниц Петра впечатляет: Анна Монс, Анна Меншикова (сестра его лучшего друга Александра Даниловича), Дарья и Варвара Арсеньевы, Марья и Анисья Толстые, Марта Скавронская – ставшая впоследствии его женой, а после его смерти – русской императрицей Екатериной I.

Продолжим перечисление?

Княжна Мария Кантемир, дочь молдавского господаря Дмитрия Кантемира. На эту тему в 2011 году был даже снят художественный фильм «Петр Великий. Завещание», в основу которого лег роман Даниила Гранина.

Долгие годы любовницей царя были Евдокия Ивановна Ржевская, дочь Дарьи Гавриловны Ржевской (урожденной Соковниной), получившей от Петра шутовской титул »князь­игуменьи» на Всепьянейшем соборе. Петр называл ее «Авдотья – бой­баба» и поддерживал с нею любовные отношения и после ее замужества: Петр женил на ней своего денщика Григория Чернышева, которого впоследствии сделал генерал­аншефом, сенатором и графом. Как приданое к свадьбе, Григорий Чернышёв получил от Петра Первого 4 тысячи душ крепостных крестьян.

Далее – Мария Гамильтон, Марья Черкасская, две сестры Головнины, Анна Крамер, Мария Матвеева…

Помимо аристократок, придворных дам, фрейлин, камер­фрау и дворянок, Петр имел мимолетные сексуальные связи с купчихами, солдатками, крестьянами, иностранками… Среди них был красивые и уродливые, толстые и тощие, умные и глупые… Как говорили его современники, царь не брезговал даже «подзаборными шлюхами».

Устраиваемые по поводу и без оного пьяные оргии чаще всего заканчивались для него в постели. Надо понимать, что во время Петра желание царя «осчастливить» ту или иную даму, воспринималось окружающими как вполне естественное. Причем, все ближайшее окружение царя считало это чуть ли не ритуалом и относилось к этому, как к чему­то обыденному.

Во времена Петра I царь был хозяином и всех живущих на этой земле. Все подданные русского царя – его собственность, он их хозяин. И для аристократов и для обычных дворян. В то время еще и в помине не было закона «Манифеста о вольности дворянства», появившегося только при внуке Петра I.

Поисками женщин для своего хозяина занимались денщики Петра, выполнявшие различные обязанности и имевшие чрезвычайно широкие полномочия. Они и адъютанты, находившиеся при царе круглосуточно, вели не только «Камер­фурьерский журнал», но и легендарный и, увы, не сохранившийся так называемый «Постельный реестр», куда вписывали имена тысяч женщин, с которыми у Петра были сексуальные отношения. Имена некоторых из них упоминались довольно часто, но большинство – только один раз.

– Простите, напрашивается вопрос: царь, получается, вел совершенно беспорядочный в сексуальном отношении образ жизни… Но ведь у него были и законные жены?

– Петр был женат дважды. Его первая жена Евдокия Федоровна Лопухина, состоявшая с ним в браке девять лет, с 1689 по 1698 год, родила от него троих сыновей. Затем, обвиненная в супружеской измене, была насильно отправлена в Суздальско­Покровский монастырь и пострижена в монахини под именем Елены. В 1718 году она была привезена в Старую Ладогу и помещена в Успенском монастыре. Здесь она была полностью изолирована, ей неоткуда и не от кого было ждать помощи.

Одним из детей Петра и Евдокии Лопухиной был царевич Алексей, ставший «предателем» дела Петра и казненный в том же 1718 году…

Второй женой Петра была Марта Скавронская, с которой царь познакомился в 1705 году. Она оставалась его любовницей до 19 февраля 1712 года, а затем стала законной супругой Екатериной. После смерти Петра – императрицей Екатериной I.

Известно, что она родила от Петра одиннадцать детей – пять сыновей и шесть дочерей. Причем пятеро детей от Петра она родила еще до официального брака с ним. Из всех детей Петра и Екатерины почти все умерли в младенческом возрасте, кроме дочерей Анны и Елизаветы. Елизавета Петровна занимала императорский трон в 1741­-1762 годах.


Петр I и Екатерина I, гравюра.

– Так сколько же, получается, у Петра официально было детей?

– Четырнадцать. Трое от Евдокии Лопухиной и одиннадцать от Марты Скавронской, ставшей после перехода в православие Екатериной.

Юридической проблемой стало то обстоятельство, что обе дочери от Екатерины – Анна и Елизавета – были рождены до вступления Петра в законный брак. То есть по законам того времени они считались незаконнорожденными. Правда, уже после того, как Петр и Марта Скавронская, ставшая Екатериной, вступили в брак, детей признали «привенчанными», то есть «почти» законнорожденными. Впрочем, согласно «Соборному уложению» 1649 года, которое продолжало действовать, такие дети юридически назывались «выблядками». Увы, так было, хотя сейчас это звучит очень грубо.

Недаром же после смерти Петра II, который был сыном законнорожденного царевича Алексея, на предложение посадить на трон Елизавету Петровну многие члены Верховного тайного совета заявляли: «Не хотим на престоле выблядка!». И в результате на троне оказалась законнорожденная племянница Петра I – Анна Иоанновна. По мнению «верховников», у нее было больше прав на престол, чем у Елизаветы Петровны.

Писатели и историки на протяжении двух с половиной столетий повторяют миф о том, что при Анне Иоанновне дочь Петра все время опасалась ареста и ссылки. Это неправда: ей нечего было опасаться, поскольку Анна Иоанновна не считала ее конкуренткой на трон.


Тайное венчание Петра I и Екатерины.

– А сколько всего у Петра было внебрачных детей?

– Учитывая отсутствие контрацепции и любвеобильность Петра, число внебрачных детей было огромным. Одни исследователи утверждают, что их были сотни, другие – гораздо больше. В этом отношении Петр I явно превзошел Короля­Солнце, то есть Людовика XIV, правившего более семидесяти лет, с 1643 года. Правда, в отличие от Петра, Король­Солнце всегда старался обеспечить своих детей, давал им титулы, звания и приличное содержание.

Петр же присвоил титулы только внебрачным детям от Екатерины I и материально обеспечил их существование. Остальными детьми, как правило, он не интересовался и никому из них не помогал. По обычаям того времени некоторых детей он записывал на чужие имена и отдавал на воспитание в надежные руки.

Как утверждали современники, своих связей с женщинами Петр I никогда не скрывал, а детьми не то что не интересовался, но, возможно, в некоторых случаях вообще не ведал об их появлении на свет Божий…

Не знаем, превзошел ли по количеству бастардов Петр I известного всей Европе сластолюбца короля Польского и курфюрста Саксонского Августа II Сильного, имевшего больше семисот любовниц и около трехсот пятидесяти внебрачных детей. Его неукротимый и буйный нрав передавался его детям, внукам и даже правнукам. Известен нрав его правнучки – писательницы Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен), окруженной многочисленными поклонниками. В своих романах, повестях и рассказах она проповедовала идею эмансипации женщин. О своих похождениях она написала мемуары «История моей жизни».

Петр I, в отличие от Августа II и Людовика XIV, за всю жизнь имел гораздо больше любовниц – как минимум несколько тысяч, а вот сосчитать его внебрачных детей практически невозможно. Княжна Мария Кантемир, например, родила от Петра сына, который умер сразу после рождения. У Авдотьи Чернышевой было несколько детей, и поговаривали, будто один или двое из них – от Петра I.

Однако, более­менее достоверно известно только об одном внебрачном сыне Петра, ставшем видным полководцем, генерал­фельдмаршалом и кавалером высшего российского ордена св. Андрея Первозванного. Это знаменитый победитель сражения при Кагуле в 1770 году, во время русско­турецкой войны, – Петр Александрович Румянцев­Задунайский. Его мать Мария Андреевна Матвеева была любовницей Петра I. Когда она забеременела, Петр выдал ее замуж за своего денщика Александра Румянцева, который, так же как и Григорий Чернышев, сделал блестящую карьеру.

«Петр никого из бастардов не признавал и никогда не помогал никому из них, – отмечает в своем произведении «Романы Романовых» современный писатель Михаил Пазин. – Император неоднократно высказывался в том духе, что если наследник способен хоть к чему­либо, то он и сам пробьется, поднимется, и помогать ему не нужно. Некоторые, действительно, пробились, как, например, Румянцев, но большинство так и остались безвестными, особенно дети женщин из простонародья. Очень может быть, что некоторые из наших современников, сами того не подозревая, являются потомками Петра I».

Между прочим, в годы правления Анны Иоанновны никто не угрожал положению бастардов Петра I, все радели за родственников матушки­императрицы и всячески их поддерживали. Ничто не угрожало бастардам Петра Великого и в правление его дочери – Елизаветы Петровны. Они считались единокровными братьями и сестрами императрицы.

– Леонид Григорьевич, скажите по совести: из всего сказанного вами выше вырисовывается, в общем­то, образ не очень нравственного человека. Крайне несдержанного, не желавшего и не умевшего ни контролировать себя, ни, простите, сдерживать свои похотливые желания. Не снижает ли все это высокий образ царя­реформатора, основателя столицы Российской империи, который нам всем привычен?

– Ни в коем случае образу Петра Великого ничего не угрожает. Нельзя даже пытаться примерять современные критерии и взгляды к личностям, жившим триста лет назад. Это детский подход: осуждать дедушку, что он не умел пользоваться компьютером или не знал о существовании современных гаджетов.

Взгляды на мораль и нравственность в начале XVIII века абсолютно отличались от нынешних. Причем не только в России. Даже в конце того столетия, кстати, «века Просвещения», все американские президенты владели рабами. Подчеркну: рабами, а не людьми, находящимися в крепостной зависимости! Напомню, что секс с рабынями в США не считался чем­то зазорным и в XIX веке. Широко практиковалось воспроизведение рабов с целью увеличения благосостояния рабовладельцев путем принудительного секса, сексуальных отношений хозяина и рабынь с целью производства как можно большего количества детей… Тринадцатая поправка к Конституции США о запрете рабства была ратифицирована в штате Миссисипи только в 2013 году!!!

Так что по сравнению с американскими президентами, жившими на сто лет позже, Петр Великий – просто образец нравственности и добродетели в области отношений с женщинами.

«Вести» Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Картина дня

наверх