На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 384 подписчика

Похлёбкин В.В: "Чай русский национальный напиток, а не водка!"

Вильям Васильевич Похлёбкин (полн. имя Вильям-Август; 20 августа 1923, Москва — 30 марта или ок. 31 марта 2000, Подольск, Московская область) — советский и российский историк-скандинавист, геральдист. Специалист по истории международных отношений и кулинарии, крупнейший знаток русской кулинарии.

Наибольшую известность, благодаря своим научным работам по кулинарии, Похлёбкин приобрёл как исследователь и популяризатор кулинарии, занимаясь гастрономической историей, семиотикой кухни и кулинарной антропологией. Он, в частности, реконструировал древнерусское кушанье кундюмы (кундюбки) и ассортимент блюд и напитков в русской классической драматургии конца XVIII—начала XX века. Похлёбкин предложил также разнообразить пищевой рацион космонавтов и ввести для них купаж чёрного и зелёного чая. Почти все кулинарные книги Похлёбкина неоднократно переиздавались по просьбам читателей.

«Начинаем наш рассказ о чае, о том, что представляет собой этот продукт и приготовляемый из него напиток. И, главное, о том, как надо правильно употреблять его.

Чай – пока самый распространённый напиток на земном шаре. По общим подсчетам он является основным для двух миллиардов человек на земле.

Чай – один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов.

Но чай – не просто напиток в ряду других напитков. Для некоторых народов и народностей, в том числе и в нашей стране, он является продуктом первой необходимости. Есть народы, которые буквально живут чаем, ценят его наравне с хлебом как жизненно важный, ничем не заменимый продукт. Только в нашей стране эти народы в общей сложности составляют 25 млн. человек.

Вот почему надо заботиться о том, чтобы потребление чая приносило максимум пользы, было основано не только на привычках и традициях, но прежде всего на знаниях, на современных научных представлениях о продукте. Более чем за 5000 лет существования культуры чая о нём написано огромное число книг, статей, исследований. Чай изучали и по сей день продолжают изучать как растение, требующее специфических условий произрастания; как пищевое сырьё, требующее сложной, разнообразной и тщательной обработки; как готовый продукт питания, требующий особых условий хранения и транспортировки. Выращиванием, изготовлением чая и торговлей им заняты сотни тысяч людей на земле.»

Так начинается изумительная книга Вильяма Похлебкина о чае. Книга, которую обязательно нужно прочитать...

Подборка книг Похлебкина по славянской кухне : энциклопедия,тайны приготовления блюд,все о чае,кашах и многое другое! А также краткий экскурс в обычай славянской трапезы.

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга – будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома? Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза – древний знак единения и доверия .

Славянские обычаи трапезы. Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ – занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе – предлагается Богу, освящается Им и уже потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник – готовящийся отправиться в горний мир.)

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе – по русскому обычаю не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под Красный Кут) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение,

принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых элементов народной свадьбы(предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи – по солнцу, т.е. по часовой стрелке.

Повседневная трапеза – не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?

Если ответы на эти вопросы вас радуют – значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:

Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.

• Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.

• В традиционном укладе немыслима еда без молитвы, обращения к Богам и Предкам.

Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: «вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие». Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что «услышал» ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку?.. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, ладит организм и семейные отношения.

Делюсь с вами своей короткой молитвой:

Будь сия страва

Чиста и здрава,

От Богов да Земли даждена.

Хлеб да соль!

Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!

Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина – нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.

Хотя бы один прием пищи совершайте вместе всей семьей. Особенно это выполнимо в выходные. Меня до сих пор греет вспоминание о неспешных воскресных утрах детства, с солнцем, смехом и сырниками. Подарите своей семье такие воспоминания!

Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?

Приучайте ребенка за столом, как и в других сферах жизни, уважать старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо. Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам – придаст трапезе цельность и эмоциональную законченность.

Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена – желательно возвращать в природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка, плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх