Каждый год Рим посещают миллионы туристов, при этом многие из них едва ли проводят в городе более трех дней, буквально пробегая мимо всех главных достопримечательностей столицы. Пантеон, или «храм всех богов» в центре города, как раз является одной из таких достопримечательностей, интересные факты о котором часто ускользают от внимания туристов. В нашей подборке сегодня мы собрали 10 таких фактов.
Это не первый Пантеон на этом месте
Современному Пантеону без малого 2000 лет — он был построен в 118 — 126 гг н.э. по приказу императора Адриана. На фронтоне здания можно увидеть надпись «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Так почему же строили Пантеон при Адриане, а почести отдали Агриппе?
Дело в том, что нынешнее здание — это уже третье по счету. Самым первым Пантеоном стало действительно здание, построенное при Маркусе Агриппе в 27 веке нашей эры, однако позже оно сгорело. На этом же месте император Домитион построил еще один Пантеон, но через некоторое время в него ударила молния, и оно снова сгорела. Современное здание было построено уже так основательно, чтобы никакие костры его не взяли. Более того, Адриан приказал закончить возведение нового, третьего Пантеона к 100-летию первого здания, что некоторое время вызывало разногласие среди историков по поводу точной даты появления Пантеона.
Окулюс действительно без стекла и никогда не закрывается
Круглое отверстие в 8,2 метра в диаметрев потолке, которое также называют окулюсом, является единственным источником света в Пантеоне. Это отверстие ничем не закрыто. Интересно, что 21 апреля, в день основания Рима, в полдень луч света от солнца падал точно на вход в Пантеон, через который заходил император. Когда правитель заходил в главный храм города, будучи освященный со всех сторон ярким сиянием солнца, это как бы еще раз подчеркивало его статус как избранца богов.
Естественно, открытое окно в потолке означает также, что внутрь здания может попасть дождь. Но и этот момент был продуман при строительстве — в мраморном полу под окулюсом проделаны 22 небольших отверстия, которые выполняют дренажную функцию, так что вода в помещении не застаивается.
Когда-то Пантеон был покрыт бронзой
При строительстве купол Пантеона задумывался быть центром города, его должно было быть видно отовсюду. Поэтому купол покрыли тогда медными листами, которые сияли на солнце. Однако в Средние века листы эти постепенно разобрали, причем сами же римляне. Так, например, самым известным примером этого стал эпизод, описанный самими Папой Римским Урбаном VIII, который был членом богатого семейства Барберини. В 1631 году он приказал забрать листы с Пантеона, чтобы отлить из них пушки для Ватикана, прокомментировав это: «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (‘quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini’).
1300 лет Пантеон был самым большим куполом в мире
Так как здание Пантеона представляет собой единое целое сооружение, в котором стены переходят в потолок без какой-либо границы, Пантеон считался в течение 1300 лет самым большим куполом в мире. Он больше даже купола собора Святого Петра в Ватикане (43,3 против 41,47 метров в диаметре).
Затем в 1436 году закончилось строительство собора во Флоренции и пальма первенства перешла уже к нему.
В свое время, чтобы собрать всю конструкцию купола, архитектор распорядился использовать разные материалы у основания и в куполе Пантеона. Так, чем выше стены, тем легче становится строительный материал — кирпич и бетон сменяются пемзой и туфом, плюс сам окулюс также значительно облегчает вес конструкции. А чтобы удержать такой вес, стены Пантеона пришлось сделать очень толстыми — почти 6 метров в толщину.
Впрочем, Пантеон и сегодня считается если не самым большим в мире, то по крайней мере самым большим неармированным бетонным куполом в мире.
У Пантеона идеальные пропорции
Высота Пантеона внутри составляет 43,2 метра, и ширина помещения внутри равна точно такому же расстоянию, что делает все здание гармоничными и целостным, согласно учению знаменитого римского архиктора Витрувия. Окулюс, будучи 8,2 метра в диаметре, также идеально по пропорциям вписывается в это пространство.
В Пантеоне есть несколько гробниц
Пантеон является местом успокоения нескольких именитых личностей Италии. Так, здесь можно увидеть гробницы первых двух королей единой Италии нового времени, Виктора Эммануила II и его сына Умберто I, похороненного рядом со своей супругой Маргарите Савойской (в честь которой, кстати, названа современная пицца Маргарита).
Кроме того, здесь же похоронен знаменитый архитектор и художник Рафаэль Санти. На его мраморной гробнице можно прочесть эпитафию: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Когда-то у Пантеона была звонница
В начале 1600-х Папа Римский Урбан VIII приказал пристроить к Пантеону две звонницы по бокам фасада. Сами римляне не одобрили такое решение, согласно историческим записям, в народе их стали называть не самым уважительным образом («задница с ушами» или «уши задницы»), так что когда в конце XIX века их убрали, возмущения это не вызвало.
Колонны были вывезены из Египта
На входе в Пантеон стоит 16 массивных 60-тонных колонн, каждая из которых в свое время была вывезена из Египта. Сначала их протащили 100 км к Нилу, затем погрузили на баржи и перевезли на кораблях в Средиземное море. Там их доставили в порт Остии, снова погрузили на баржу и по Тибру доставили в Рим, чтобы установить перед куполом для поддержки портика.
Название Пантеона взято из греческого языка
Слово «Пантеон» означает «храм всех богов», где ‘pan’ означает "все"а ’theos’ означает боги«. Считается, что в храме в свое время были представлены все главные божества древних римлян, и по кругу можно было принести богам по очереди Марсу, Венере, Сатурну, Юпитеру и Юноне.
Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов
Тот самый флорентийский собор — Санта-Мария-дель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».