На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 384 подписчика

Ботсвана, бушмены Калахари: гости к прародителям

На земле сохранилось около 100 тыс. бушменов. Из них больше половины, порядка 55 тыс., живут в Ботсване, ещё чуть больше 30 тыс. в Намибии, остальные в ЮАР, Анголе, Замбии и Зимбабве.

Бушмены обладают наиболее древним этнотипом, т.е. другими словами, являются древнейшими представителями человечества. По мнению многих исследователей именно из пустыни Калахари человечество начало свой исход по миру, приспосабливаясь к новым условиям, изменяясь и мутируя. Оставшиеся же в Калахари бушмены как бы законсервировали свой генетический код и донесли его до наших дней.

terraoko-201504263 (1)

Бушмены – это обобщённое название коренных народов Южной Африки, говорящих на койсанских языках.

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек степи» (Bush — кустарник, местность, поросшая кустарником, англ.) и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman букв. — лесной человек); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания. Основные племена – сан, са, сонква, масарва, басарва, куа, кой.

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу и тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Представители этой народности отличаются очень низким ростом, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок и склонность к преждевременному образованию морщин. Черты лица скорее монголоидные.

Бушмены проживают в пустыне Калахари уже как минимум 30 тыс. лет. Всё это время они придерживались традиционного для себя кочевого образа жизни, мужчины занимались охотой, а женщины собирательством.

Как писал Йенс Бьерре в книге «Затерянный мир Калахари», бушмены всегда сопротивлялись внешнему влиянию, никогда не вступали в конфликты с пришельцами, предпочитая уходить все дальше и дальше в суровые пустыни, где неприспособленный человек не смог бы существовать. Они живут, как жили их отдаленные предки, — охотятся с помощью лука и отравленных стрел, землю не обрабатывают и постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи: кореньев, ящериц, змей, гусениц, ягод, насекомых. Бушмены едят все, что не содержит яда, все мало-мальски питательное. Они так же близки природе, как и животные, они — часть самой природы.

Но, к сожалению, даже эта тактика не помогла бушменам. С приходом на Юг Африки европейцев они лишились сначала своих земель, а потом и права на охоту. В настоящее время практически не осталось традиционных поселений бушменов. Их принуждают вести оседлый образ жизни  и ассимилироваться с остальным населением.

Большинство лоджей в пустыне Калахари предлагает своим гостям так называемые «прогулки с бушменами». В течение 2 – 3 часов у вас есть возможность прогуляться с ними по бушу и узнать про их традиции и способы выживания в пустыне.

Всё своё ношу с собой. Пожалуй, эта пословица наиболее точно подходит бушменам. Кочевой образ жизни научил бушменов обходится в быту минимальным набором инструментов, которые помогают добыть и приготовить еду и помещаются в небольшой мешок, сшитый из кожи маленькой антилопы стинбок. Лук, стрелы, палка для копания, палка для метания, набор для разведения огня – вот и всё содержимое мешка.

Я уже писал в первоапрельском опросе, что бушмены могут обходиться долгое время без постоянных источников воды. Несмотря на то, что Калахари не является пустыней в классическом понимании, а, скорее, полупустыня, на её территории нет постоянных источников воды. Само название пустыни происходит от слова Kgalagadi, что на языка тсвана означает «место без воды». Но бушмены умеют добывать воду из того, что даёт им пустыня: из местных арбузов, из корней определённого вида кустарника и т.п. Если год будет удачным и сезон дождей будет дождливым, то дождевую воду бушмены консервируют в пустых страусиных яйцах, закапывая их как можно глубже в песок в тени под кустами.

Всё, что нужно бушмену для жизни в пустыне, всегда находится у него под рукой. Гибкие стволы кустарника идут на изготовление лука, а его корни в результате примитивной обработки становятся специальной охотничьей палкой, иголки кустарника, если проделать у основания отверстие, вполне сгодятся для шитья, а в качестве ниток можно использовать волокнистый корень какого-то конкретного дерева. А если несколько ниток сплести, то получится тетива для лука.

Вот, кстати, эта специальная многофункциональная палка. В быту она используется как молоток, размельчитель, а на охоте становится грозным оружием. С её помощью бушмены обычно охотятся на маленьких антилоп.

При умелом броске этой чудо палки такая вот антилопа вполне могла стать ужином для целой деревни бушменов, а её шкура украсить в виде накидки плечи какой-нибудь бушменской красавицы.

Существует мнение, что именно укрощение огня и его использование для собственных нужд поставило окончательную точку в возвышении человека над остальным животным миром. Процедуру добычи огня вам покажут и в масайской деревне в Кении, и намибийские химба и какие-нибудь эфиопские эрборе.

Но именно бушмены за 30 тысяч лет отточили этот процесс до совершенства. Я думаю, если бы в Африке проходил чемпионат по разжиганию огня, бушмены не слезали бы с пьедестала как бразильцы в футболе.

После показательных выступлений наших бушменских гидов повторить трюк попыталась пара бельгийцев. Увы…

Мне показалась интересной жизненная философия бушменов. Как я уже писал выше, они стараются никогда не вступать в конфликт с окружающим миром, они оставляли свои земли более агрессивным африканским племенам пока не оказались в никому не нужной Калахари, где до определённого времени все их оставили в покое. Важнейшие решения  принимаются всеми членами общины на основе консенсуса, женщины имеют равное право голоса, даже интересы детей должны быть учтены.

Так же в традициях бушменов никогда долго не задерживаться на определённой территории, чтобы не истощить её. Поохотившись и покопав на одной земле надо идти дальше и дать этой земле отдохнуть.

Как и положено гостеприимным хозяевам, под конец «прогулки» нам устроили небольшую развлекательную программу. Наши гиды показали нам один из культовых танцев бушменов – танец орикса.

Орикс, он же гемсбок, а для любителей русской словесности – сернобык, – одно из самых почитаемых бушменами животных. Так же как и они, ориксы могут долго обходиться без источников воды, получая необходимую влагу из растений. Чёрные полосы на мордах ориксов для бушменов – знак их мистического происхождения.

На следующий день во время сафари мы увидели танец ориксов в оригинальном исполнении.

Дело в том, что эти антилопы иногда собираются в кучу и бегают по кругу друг за другом. Возможно, эта особенность и дала основание бушменам считать, что ориксы достойны отдельного танца в их культуре и мифологии.

Как обычно в Ботсване вечернее мероприятие заканчивается sundownner’ом – стаканчиком виски или джина с тоником, бокалом вина или просто соком на закате.

То, что описано выше – это лёгкий вариант приобщения к культуре бушменов. В Ботсване есть единственная компания, которая организует туры с «полным погружением» в жизнь и быт древнейшего народа земли.

Автор – Ю. Сприжицкий.

Из 55 тыс.проживающих на территории Ботсваны бушменов только порядка трёх тысяч до сих пор сохраняют традиционный образ жизни. В основном они живут в труднодоступных местах западной части Ботсваны на границе с Намибией. Компания по договорённости с бушменами организует мобильный лагерь рядом с их поселением и в течение нескольких дней туристы полностью погружаются в повседневную жизнь общины, либо просто наблюдая за жизнью бушменов, либо, при желании, принимая участие в том, что происходит вокруг.

Автор – Ю. Сприжицкий.

Пару лет назад мне посчастливилось организовать поездку российской группы к таким бушменам. По возвращении участники поездки поделились со мной впечатлениями и фотографиями, некоторые из которых я публикую с их согласия.

Автор – Ю. Сприжицкий.

Стоимость таких туров далеко не бюджетная (мягко говоря). Большая часть прибыли идёт на покупки для бушменов разрешений на охоту, так как от неё зависит поддержание их традиций, уклада жизни и просто выживания. В замен вы получаете возможность на несколько дней стать частью клана одного из древнейших народов мира.

Автор – Ю. Сприжицкий.

Вместе с бушменами вы ходите на охоту…

Автор – Ю. Сприжицкий.

В мобильном лагере вас всегда ждёт цивилизованный обед, но бушмены не возражают, если вы разделите с ними их трапезу…

Автор – Ю. Сприжицкий.

А вечером примете участие в ритуальных танцах.

Автор – Ю. Сприжицкий.

Так что, будете в Калахари, заходите на огонёк 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх