На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краски мира

18 385 подписчиков

Уникальную операцию по спасению белоплечего орлана провели нефтяники на Сахалине

Работники "Эксон Нефтегаз Лимитед" провели уникальную операцию по спасению редкой краснокнижной птицы — тихоокеанского или белоплечего орлана. Поздним вечером в понедельник его доставили в Южно-Сахалинск с севера острова.

Северный Сахалин — привычная среда обитания для тихоокеанского орлана с ранней весны до поздней осени. Полюбоваться полетом этого самого крупного орла в мире над волнами в поисках добычи сможет каждый, кто доедет до залива Чайво, Одопту или просто до охотоморского побережья.

Впервые эту птицу заметили сотрудники платформы "Беркут" 29 ноября. Платформа находится на расстоянии около 25 км от берега — в такую даль белоплечие орланы обычно не летают, ведь их охотничьи угодья — это реки, мелководные заливы и морское побережье. Тем более было странным увидеть молодого, судя по цвету оперения, орлана на буровой палубе платформы, среди деревянных ящиков с оборудованием. Хищник отдыхал и не проявлял никакой агрессии по отношению к людям, но выглядел крайне обессилевшим и дезориентированным.

— Наши объекты не зря называются в честь местных хищных птиц, — рассказывает Нил Драммонд, глава отдела по производственной безопасности и охране окружающей среды компании "Эксон Нефтегаз". — Платформы "Орлан" и "Беркут", буровые установки "Ястреб" и "Кречет" — это, во-первых, дань уважительному и бережному отношению к уникальной сахалинской природе. И в то же время это напоминание нам самим — всегда надо быть готовым защитить ее, быть внимательнее.

Тихоокеанский (белоплечий) орлан — это краснокнижный вид, поэтому "Эксон Нефтегаз Лимитед" немедленно уведомила природоохранные ведомства России о находке и запросила рекомендаций по обращению с птицей.

Следующий шаг — обеспечить лучшую, какую только можно, помощь. Для этого была запрошена консультация у ведущего российского специалиста в этой области — кандидата биологических наук Владимира Мастерова. Он провел много лет за изучением орланов и уже длительное время помогает отслеживать ситуацию с хищными и прочими птицами в рамках научных программ проекта "Сахалин-1". Мастеров дал подробные рекомендации: как обращаться с птицей, чтобы не беспокоить ее, и как правильно ее кормить для восстановления сил.

В конце ноября север Сахалина уже полностью покрыт снегом, а все водоемы замерзают; в это время орланы уже перекочевали на зимовку на юг острова и в Японию. Было очевидно, что, даже попав на берег, птица не сможет ни найти себе пропитания, ни выдержать продолжительную миграцию.

Но в то же время платформа — это действующий производственный объект, и пребывание на нем опасно как для самого орлана, так и для работников: здесь постоянно работают подъемные краны, множество работающего оборудования, летают вертолеты, перемещаются грузы.

Поэтому было принято решение найти для орлана более безопасное убежище, подходящее для восстановления. Для этого из Москвы выехал другой специалист — кандидат биологических наук, ветеринарный врач-орнитолог Владимир Романов. Он должен был оценить состояние орлана и организовать эвакуацию до места, где тот мог бы в безопасности восстановиться.

Тем временем птица понемногу набирала силы благодаря заботе, которой ее окружили сотрудники "Беркута". На платформе, конечно, успели привыкнуть к неожиданному питомцу. И все забеспокоились, когда однажды их подопечный исчез.

Было высказано множество предположений, и все неутешительные. Поэтому сообщение со второй морской платформы "Сахалина-1" стало успокоительным бальзамом: "Орлан на "Орлане".

Но как птица, не успев как следует окрепнуть, смогла проделать такой путь в ненастную погоду, в мороз и сильный ветер? Путешествие совпало по времени с рейсом судна обеспечения "Алексей Чириков". Как раз в этот день оно совершило переход от одной платформы к другой. На борту "Алексея Чирикова" и прописался неожиданный пассажир. Расстояние между "Беркутом" и "Орланом" составляет больше 15 километров, и мудрая птица решила поберечь силы.

На "Орлане" подопечного нефтяников ждал такой же радушный прием. А вскорости сюда прибыл и ветеринар-орнитолог. Результаты обследования, увы, оказались неутешительными. Врач диагностировал серьезную проблему со зрением, диагноз — двусторонний кератит. Проявляется эта болезнь в виде помутнения роговицы, и без лечения она приводит к слепоте.

Для хищника, полагающегося на свои глаза во время поиска пищи, проблема со зрением — вопрос жизни и смерти. Видимо, именно состояние глаз в итоге и стало причиной того, что птица сбилась с пути миграции — и только благодаря удаче оказалась на "Беркуте", а затем и "Орлане".

— На моей памяти это первый раз, когда белоплечий орлан попадает к людям на морскую платформу, — рассказывает Владимир Романов. — У птицы частичная потеря зрения, и она нашла единственно верное в данном случае решение — попросить помощи у людей. Если бы этой птице не оказали помощь, она бы уже умерла от истощения.

Для орлана была немедленно организована транспортировка, которая сама по себе — целое приключение: сначала вертолетом в аэропорт Ноглик, оттуда — автомобилем через весь остров в Южно-Сахалинск, в подготовленный пункт передержки.

Сейчас подопечный нефтяников находится под наблюдением специалистов. Они регулярно его кормят и проводят медицинские процедуры. Лечение может продлиться недели, и от него зависит дальнейшая судьба птицы: вернется ли она обратно на волю?

— Это интереснейшие, уникальные птицы с красивой расцветкой, — делится Владимир. — Я считаю, что белоплечие орланы — это самые красивые из орлов по всему земному шару. Их количество насчитывает всего 10-12 тысяч экземпляров. Конечно, каждая такая птица невероятно ценна для природы.

Если лечение окажется успешным, то уже весной орлан сможет присоединиться к своим собратьям в их пути обратно на север Сахалина. Но в любом случае, последнее слово за специалистами и российскими природоохранными ведомствами. Хочется верить, что когда-нибудь этот орлан снова пролетит над платформами, где ему когда-то спасли жизнь, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу "Эксон Нефтегаз Лимитед".

источник

Картина дня

наверх