Краски мира

Опасный Дагестан

Многие считают, что путешествовать по нашим южным республикам до сих пор очень рискованно. Особенно опасно в Дагестане. Наша поездка — тому подтверждение. Будьте осторожны!

Фотографии и текст Дмитрия Чистопрудова

1. В мае 1970 года селение Кум-Торкале было полностью разрушено в результате сильнейшего землетрясения. Уцелели лишь стены бывшего железнодорожного вокзала. Именно с этой точки начинается тропа на бархан Сары-Кум.

2. Это был мой четвертый визит в самую южную республику нашей страны. Первый раз я приехал сюда семь лет назад вместе с журналистами Авторевю. И помню тогда мне скорее не понравилось. Спустя семь лет многое изменилось. Я успел еще дважды посетить этот край и влюбиться в красоту природы Кавказа и восхититься по истине невероятным гостеприимством местных жителей. И мне очень хотелось поделиться своими чувствами с друзьями и близкими.

Свою четвертую поездку я решил начать с бархана Сары-Кум, который является всего лишь вторым по размеру барханом в мире. Сары-Кум в длину достигает двенадцать километров, в ширину четыре. Высота же его чуть выше главного здания МГУ.

3. В этих песках снимались сцены знаменитого фильма «Белое солнце пустыни», но судя по представленным фотографиям в интернете, я предполагал, что это место окажется хоть и интересным, но не особо привлекательным для фотосъемки. Особенно для человека, который побывал во многих высокогорных районах Дагестана. Так оно и вышло.

4. После раннего подъема, перелета в Каспийск, шикарной встречи в аэропорту и убойного вкуснейшего обеда (это был первый тревожный звоночек), взбираться на песчаный бархан оказалось не так-то просто. Пару слов про обед: за четыре года я немного позабыл про самую опасную черту дагестанцев, которая поджидает неподготовленных туристов — это «пищевой терроризм» в хорошем смысле этого слова. Мы из Москвы захватили с собой продуктов, чтобы было чем перекусить до ночевки, на всякий случай забрали из самолета невкусные бутерброды. Но спустя час, как мы вышли из аэропорта, перед нами был накрыт такой шикарный стол, что самолетные бутерброды сразу полетели в ведро. Начиная с этого момента и до конца поездки, нас все время закармливали невероятно вкусной едой, которая была представлена в полном изобилии, да еще и под Кизлярский коньячок... Собираясь в путешествие по Дагестану, лучше предусмотрительно взять с собой одежду на пару размеров побольше.

Виды с бархана открываются красивые, но все познается в сравнении. С бархана можно начинать путешествие по Дагестану, но нельзя откладывать его на финал путешествия. Сюда не стоит ехать после невероятных головокружительных горных пейзажей, вы будете настолько избалованны красотой, что бархан не сможет произвести должного впечатления, хотя место само по себе уникальное.

5. После хребтов бархана и его пескоструйных ветров, комфортный микроавтобус Форд синхронно погрузили нас в сон. Проснулись мы уже ближе к горам, когда шикарная федеральная трасса сменилась более простым асфальтом с ненавязчивыми трамплинами. Пассажиры задних рядом что-то покрикивали, паря в невесомости. Вдруг на спуске с серпантина все дружно почувствовали резкий запах горелого.

— А чем это так пахнет в автобусе?
— Тормоза горят, все в порядке! — успокоил нас Абдула.

Уже в полной темноте по грунтовой дороге, мы доехали до поселка Забутли. Ночь была безлунной и шумной. Кто-то выкрутил на максимум громкость сверчков и ушел. Внизу доносился шум реки. Утром мы завтракали на открытой веранде примерно с таким видом.

6. Забутли находится в долине знаменитого Сулакского каньона. Это один из самых глубоких в мире каньонов, его протяженность — 53 километра, глубина достигает до 1920 метров. Это на 120 метров глубже знаменитого Гранд-Каньона в США.

7. Утром на живописном берегу реки Сулак нас ожидал катер.

8. Мы поднялись вверх по течению почти до самой Чиркейской ГЭС, но саму станцию увидеть с катера не удалось — дальше начиналась охраняемая зона.

9. Если рассмотреть фотографию, то сверху по центру снимка видна плотина Чиркейской ГЭС и за ней одноименное водохранилище. Правее внизу хорошо видно село Забутли, где мы оставались на ночевку. Слева на снимке, высоко на плато, виден край поселка Дубки, где нас ждал обед обычный вкуснейший обед из чуду, которые были приготовлены в пекарне прямо к нашему приезду. А какие там местные соки! Это не соки, а божественные нектары! В очередной раз с обеда мы выкатились колобками. Всегда будте начеку и помните, что главная опасность в Дагестане — вас могут закормить до смерти!

На транспорте из Забутли до Дубков мы добирались почти два часа с фото-остановками. Для безавтомобильных путешественников существует короткий маршрут Забутли — Дубки. Это спуск на 100 метров к реке, переход через мостик (едва заметный на фотографии) и потом подъем на 800 метров вверх до Дубков. Думаю в следующий раз испытать именно этот маршрут.

10. Именно так выглядит «Каньон за гаражами». Возможно именно из-за этой фразы и собралась вся наша дагестанская группа путешественников. Я часто рассказывал друзьям про дагестанскую поездку 2014 года, и именно оттуда пошло это волшебное определение. И оно никого не разочаровало. Вот каньон, а за спиной — немного ржавеющие гаражи, орогод, курицы и недовольный индюк.

11. Масштабы и размеры склонов можно оценить по маленькой точке на серпантине. Это УАЗик.

12. Знакомьтесь с нашим другом, братом, гидом и душой всей нашей компаний, Муртазали Магомедовым. Мировой человек, ходячая энциклопедия, профессиональный музыкант, бариста, повар, и много чего еще! Муртазали баловал нас со всех сторон. Например здесь он приготовил свежий кофе прямо на обрыве огромного каньона. Ну как такое можно забыть?

13. После Каньона мы спустились к Чиркейскому водохранилищу, крупнейшему на Северном Кавказе.

14. В апреле уровень водохранилища сильно опускается — запасы воды срабатывают на ГЭС. За лето уровень воды возвращается обратно и поднимается на несколько десятков метров. Все эти необычные террасные берега ближе к осени станут дном водохранилища. Бывает, что за день вода может подняться сразу на метр. Поэтому ставить палатки близко к воде не рекомендуется.

15. На берегах водохранилища расположено село Чиркей, у которого есть необычная особенность. Почти в каждом дворе села стоит по Камазу. Чиркей — настоящий город камазистов, которые возят в Россию овощи и фрукты. В Россию — так говорят сами местные, имея ввиду поездку в Москву и другие крупные региональные центры.

16. А какой камазист не любит рыбалку? Тем более, когда у тебя под боком крупнейшее водохранилище с вкуснейшей рыбой и марсианскими пейзажами? Мы остановились на небольшой фотостоп, договорившись с водителем микроавтобуса, что вернемся максимум через 15 минут.

17.

18. К воде микроавтобус не рискнул спускаться, для этого нужно знать берега. Другое дело местные ребята.

19.

20. Спустя полчаса мы танцевали с чиркейцами лезгинку, рыбачили, кушали свежего окуня, приготовленного на углях, пили чай из местных трав. Баркала, друзья, это было очень круто! В итоге мы провели на берегу водохранилища более двух часов, пока совсем не начало темнеть.

21. Ночью мы доехали до Гуниба, где Муртазали заселил нас в шикарный двухэтажный сруб. В этом месте мы провели несколько ночей, совершая радиальные вылазки. Этот вид открывается со старой военной дороги, которую построили во времена Кавказской войны при взятии Гуниба.

22.

23. На склоне виден поселок Ругуджа, где мы когда-то снимали настоящую дагестанскую свадьбу, с танцами, стрельбой, как полагается.

24. Вид на гору Гуниб, которая представляет собой естественную крепость. Она возвышается над окружающими ущельями на сотни метров, и в основном окружена отвесными склонами. В этом мы смогли позже убедиться во время нашего разгрузочного дня.

25. Картина «Вид Гуниба с восточной стороны», Иван Айвазовский. Неожиданный для прославленного мариниста горный пейзаж был навеян путешествием по Кавказу в 1868 году, в ходе которого он посетил в Дагестане аул Гуниб. Почти за десятилетие до этого здесь был пленен Шамиль и завершилась Кавказская война. Картина экспонировалась на персональной выставке художника зимой 1869—1870 года в Петербурге, где была приобретена императором Александром II для Эрмитажа.

26. Не менее живописные виды открываются с верхней дороги через поселок Кегер до знаменитого Салтинского водопада. Это южные склоны хребта Хитлибек.

27.

28.

29.

30. Сам водопад находится в Салтинской теснине и по праву считается подземным. Чтобы дойти до него, нужно запастись резиновыми сапогами, или идти босиком по ледяной воде метров 100-150.

31. Это один из самых необычных и причудливых водопадов России. Пускай он скромный по своим размерам.

32. Водичка там бодрящая, но не искупаться в таком красивом месте было бы преступлением.

33. Муртазали захватил с собой традиционную одежду и стал идеально вписываться во все горные пейзажи. Мы даже устроили небольшую фотосессию.

34. На следующий день с погодой не повезло, и мы решили никуда не ехать и немного прогуляться по окрестностям Гуниба. Немного отдохнуть, расслабиться и переварить уведенную за несколько дней красоту.

35. Мы гордо назвали это мероприятие «разгрузочным днем». В итоге за семь часов наша команда протопала достаточно серьезный пятихинкальный маршрут, после которого все тело болело несколько дней. Даже облака разошлись.

36. Виды, которые открываются с Гунибской крепости на старую военную дорогу. Где-то с этих мест Айвазовский писал свою картину.

37.

38. Гунибское водохранилище. Разгрузочный день завершился идеально. Сначала нас традиционно закормили вкуснейшей едой на даче Муртазали (огромное спасибо всей его семье!), а потом мы на три часа зависли в бане...

Гунибское водохранилище

39. Отдельный день мы посвятили поселкам Чох и Гамсутль. Этот район находится недалеко от Гуниба и является одним из важных культурных центров Дагестана.

40. Чохское поселение — одно из самых древних на территории Северного Кавказа. Склоны холмов напоминают рисовые террасы, однако вместо риса здесь выращивают капусту.

Чохское поселение

41.

42. Центральная площадь Чоха. Промтовары, продтовары и эвакуатор.

43. Приятные и аутентичные улочки горного поселка. Идеальное место для жанровой прогулки, поэтому наша группа сразу разбрелась и потерялась. После чохских историй, мы спустились к реке и устроили на берегу привал. Последствия привала пришлось растрясать пятисотметровым набором высоты до Гамсутля.

44. В отличии от Чоха, где во всю кипит жизнь, в Гамсутле уже два года как жизнь полностью остановилась. Не так давно мы гостили у Абдулжалила, который к тому моменту жил в селе девять лет в одиночестве. Сейчас на месте его дома буквально развалины. Удивительно, как быстро меняется место, когда из него уходит человек. Это очень грустно. Надеюсь, что Муртазали и его команде удастся восстановить один из домов в поселке и сделать там музей.

45. Гамсутль на фоне Большого Кавказского хребта.

Гамсутль на фоне Большого Кавказского хребта.

46. Вид на Чох.

47. Еще одно интересное место, которое находится относительно недалеко то Гуниба и заслуживает отдельной вылазки — Карадахская теснина, которую часто называют «Воротами чудес». Это уникальный памятник природы — узкий каньон высотой до 170 метров, и шириной лишь в несколько метров. Здесь почти никогда не бывает солнца над головой, и даже в полдень здесь стоит полумрак.

48. Буквально на час некоторые стены теснины освещаются солнцем.

49.

50. После Карадахской теснины логично продолжить путь в сторону Хебды. Долина реки Аварское Койсу радует красивыми видами, хотя наш взгляд к этому моменту был уже изрядно избалован. Шел шестой или седьмой день путешествия.

51.

52.

53. Очень, очень опасный Дагестан!

54. Это высокогорное село Гоор, где как в Ингушетии и Чечне сохранились оборонительные башни (правда не в таком количестве).

55.

56.

57.

58.

59.

60. 3-го июля выборы, второй тур!

62. Дороги до высокогорных сел, таких как, например, Балхар, преимущественно без асфальтового покрытия.

63.

64. На восьмой день у группы начался передоз красоты и впечатлений. А может быть дело было в парном коровьем молоке. Детский маршрут до Кала-корейш отнял у меня последние силы. А между тем, место это очень интересное и сильное. Это поселение было основано в VII веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек. Несмотря на то, что сейчас в поселении нет жителей, здесь действует древнейшая мечеть, основанная в IX веке.

65. А это старые Кубачи. В эту поездку село не произвело на меня волшебного впечатления, как это было четыре года назад. Не знаю, виной ли тому отсутствие туманов, или постепенное замещение традиционных архитектурных элементов на более дешевые и практичные (почти во всех домах по моему маршруту старые деревянные резные двери заменили на страшные металлические, да еще и коричневого цвета). А может быть мы просто насытились впечатлениями под завязку, и нужно было взять таймаут. Ведь после возвращения в Москву мне каждую ночь две недели подряд снился Дагестан, пока окончательно не выветрился.

66. В этот раз в Кубачах мы посмотрели на работу мастера кузнечного дела.

67.

68. В путешествии всегда так бывает: первые три дня кажутся вечностью, потом незаметно проходит экватор поездки, а за ним почти сразу улетают оставшиеся дни. Так и в этот раз. Все завертелось, куда-то застремилось, горы сменились жарой и морем.

69. Что такое Дербент? Ну во-первых, это рай автомобилей ВАЗ. Где еще на городской улице из двенадцати автомобилей в кадре все двенадцать будут Жигулями? Только в Дербенте!

70. Во-вторых, это самый южный и самый древний город в России.

71. Одна из главных достопримечательностей города — Дербентский крепостной комплекс.

72. Да, забыл. В-третьих. Где, как не в Дербенте, можно увидеть в одном кадре сразу 18 (восемнадцать!) Гелентвагенов? Да нигде!

73. Но, пора остановиться. Это было невероятно круто! Спасибо за внимание!